К чему следует приготовиться перед тем, как идти к страховщику за полисом "автогражданки" рассказал заместитель директора юридической фирмы "ЮрИнфо" Ирек Шакиров.
Республика Татарстан, Казань,
13 ноября 2003 г.
Особенности "автогражданки", или к чему следует приготовиться перед тем, как идти к страховщику 1226 просмотров
Новый закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств еще до его принятия вызывал бурные эмоции в среде журналистов и, конечно же, автолюбителей. На сегодня вне зоны его действия остались только водители-бюджетники и инвалиды, получившие машины через собесы. Однако и эти категории автомобилистов с началом следующего года постигнет участь большинства (исключение составят лишь служивые Вооруженных Сил России и иностранцы, застраховавшие авто в своих государствах).
Госдума России, которая в преддверии предстоящих выборов настроена крайне популистски, спохватилась и недавно решила ввести годовой мораторий на действие закона об автостраховании, но этот шаг не получил одобрения верхней палаты и Президента РФ, поскольку система страхования запущена с 1 июля и многие автовладельцы уже внесли взносы страховщикам. Наконец, не стоит забывать и о вопросе интеграции России в Европейское сообщество, в котором автострахование успешно действует вот уже полвека. И нам этого не избежать. Посему гражданам, принадлежащим к огромной шоферской армии, будет небесполезно вникнуть в советы одного из ее представителей - заместителя директора юридической фирмы "ЮрИнфо" (группы консалтинговых компаний "ТАТКОНСАЛТ") Ирека Шакирова. Возможно, они помогут морально и материально подготовиться к неизбежным процессам. Не лги, а то прогоришь Как и любые нововведения, автострахование не проходит гладко. И в содержании соответствующих законов и постановлений можно обнаружить любопытные вещи. К примеру, устанавливается жесткий размер поставарийных страховых выплат (так сказать, потолок): при причинении вреда здоровью участника дорожно-транспортного происшествия - до 160 тысяч рублей, имуществу одного потерпевшего - до 120 тысяч, а коль потерпевших несколько - до 240 и 160 тысяч рублей соответственно. Хотя потолок явно занижен, инфляция не сдается, а пересмотр страховых тарифов возможен каждые полгода. При этом конечную сумму выплаты определяет сам страховщик, который, понятное дело, заинтересован в ее уменьшении. Так что на "манну небесную" рассчитывать не стоит. Кроме того, раньше устанавливалась ответственность клиента за предоставление "заведомо ложных сведений", сейчас вместо этого понятия введены другие - просто "ложные" и "неполные" сведения. Если предоставленная вами информация будет признана таковой, договор досрочно прерывается и страховая премия (годовой взнос по договору) не возвращается. Фактически прекращение договора производится по усмотрению сотрудников страховой компании без вмешательства суда. Кстати, законом предусмотрено автоматическое прекращение договора в случае отзыва лицензии или ликвидации страховщика. Нетрудно заметить, что эти положения могут повлечь нарушения прав клиента и всех застрахованных по его полису лиц. Поэтому постарайтесь не промахнуться с выбором страховой фирмы. Максимальный размер страхового взноса - 7722 рубля. Но даже при случайных и малейших неточностях ("неполных сведениях") в указанной о себе или о происшедшем ДТП информации автомобилист после разрыва договора со страховщиком уже следующей страховой компании заплатит до 12870 рублей (взнос начисляется с учетом восьми коэффициентов). Минимум же страховой премии в размере 900,9 рубля (установлено для Казани) может заплатить абсолютно безупречный, опытный водитель, впервые застраховавший свою автогражданскую ответственность на год, ограничивший число лиц, допускаемых по доверенности к управлению его собственным легковым автомобилем с мощностью до 50 лошадиных сил и использующий машину только летом. Согласитесь, таких автовладельцев найдется немного. Кстати, с 1 июля следующего года профессиональные объединения страховщиков должны приступить к выплатам компенсаций вреда, причиненного жизни и здоровью тех, кому "повезло" с обанкротившимися страховщиками либо со скрывшимися или незастрахованными причинителями вреда. Будем надеяться, что этот процесс пройдет более-менее удачно, ведь ответственность страховщиков в законе практически не предусмотрена. Выплата может не последовать Порядок выплат с точки зрения законодательства выглядит довольно просто: при совершении ДТП автовладельцы заполняют бланки, в течение пяти рабочих дней (в отдаленных и малонаселенных районах - 15 дней) извещаются страховщики и проводится осмотр транспорта или его независимая техническая экспертиза. Собираются необходимые справки, затем в течение 15 рабочих дней страховщик составляет акт о страховом случае и, если не следует письменного отказа от клиента, в течение трех дней выплачивает ему страховую сумму. Приготовьтесь: на практике выплаты зачастую производятся после долгих бюрократических проволочек и судебных разбирательств. Поговорим о сроке договора страхования. Фактически он равен 13 месяцам, а не году (как это принято считать), поскольку при неуплате страхового взноса для продления договора на новый срок он продолжает действовать еще 30 дней. Поэтому, ежегодно меняя страховщика, можно немного сэкономить на взносах. Однако возникает вопрос: каким образом при практически заочном продлении договора будет подтверждаться сам факт его действия в течение этих 30 суток? Ведь когда сотрудник ГИБДД остановит машину, водитель сможет предъявить ему лишь страховой полис, срок действия которого уже истек (по крайней мере, согласно дате, указанной на бумаге). Стоит обратить внимание на следующее. По закону, вред, причиненный водителем своему транспортному средству или грузу (к примеру, после въезда в столб по причине гололеда), и малопонятное "причинение вреда вследствие загрязнения окружающей среды" страховщик не оплачивает. Если в результате ДТП в машине (или из-за нее) пострадали чьи-то драгоценности, антиквариат, деньги, ценные бумаги, предметы религиозного культа, а также объекты интеллектуальной собственности (картины, книги, кассеты), страховщик тоже не подумает возмещать потерпевшему их стоимость - водитель обязан выплатить ее из своего кармана. При ограниченном (как сказано в договоре) использовании транспорта с автовладельца, который допустил к управлению не обозначенное в страховом полисе лицо или попал в ДТП в не указанный в полисе сезон, страховщик может взыскать все суммы выплат в порядке регресса. Этот риск следует учитывать, пытаясь сэкономить на размере взносов. В завершение - один курьезный факт. При ежегодном переоформлении страхового полиса страховщик обязан бесплатно выдавать каждому клиенту текст "Правил автострахования", занимающий более 10 печатных страниц мелким шрифтом. А застраховавшиеся водители всех видов общественного транспорта "обязаны сообщать пассажирам об их правах и обязанностях, вытекающих из договора". Очевидно, в Казани ни один из "общественных" водителей не застрахован, иначе салоны каждого автобуса и трамвая были бы оклеены этими "Правилами"... Причины продолжения дорожно-транспортного эксперимента вполне понятны: при всем своем несовершенстве страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств сегодня стало насущной необходимостью, поскольку в случае аварии должны разбираться страховые фирмы, а не водители (как в анекдотах о "шестисотом мерседесе"). А потерпевшие должны получать если не полное возмещение вреда от виновного, то достойную компенсацию от страховщиков. Ирина ДЕМИНА.
Вся пресса за 13 ноября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|